Система «Платон» в России: принцип действия, суммы платежей и штрафы

С недавних пор на территории Российской Федерации начала действовать система «Платон», на основании которой владельцы транспортных средств весом более 12 тонн обязаны производить денежные отчисления в качестве компенсации за вред, наносимый дорожному покрытию, приводящий к его разрушению. Название системы расшифровывается как «плата за тонну» и к имени великого мыслителя не имеет никакого отношения. Для этой программы характерны свои особенности и работает она по определенному принципу.

Что такое система «Платон»?

Если по федеральной трассе перемещается автомобиль с весом более 12 тонн, его владелец должен внести плату в заданном размере. Система имеет личную базу данных, в которой присутствует больше двух миллионов машин, а также имеются характеристики свыше 51 тысячи км дороги. В настоящий момент необходимые отчисления взимаются с использованием автоматической системы, а также в виде «лицевой оплаты».

Внедрение «Платона» – это один из способов улучшить состояние дорожных полотен по всей России.

Принципы работы нововведения

Оплата взносов в системе «Платон» осуществляется несколькими способами. Один из вариантов предусматривает авансовые отчисления. В этом случае необходимая сумма оплачивается перед рейсом и может сразу покрывать как одну, так и несколько поездок.

Второй способ предусматривает отчисления за километраж, который уже пройден. Многие автовладельцы предпочитают этот вариант, позволяющий избежать переплаты. Он особенно удобен, если в кабине автомобиля установлен специальный прибор, фиксирующий пройденный километраж. Также подобный контроль может осуществляться с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС.

Кроме этого, для считывания необходимой информации, позволяющей списывать средства в требуемом объеме со счета водителя, используются навесные рамы. Конструкции электронного типа размещаются на дорогах федерального назначения. Чтобы воспользоваться этим способом, собственнику транспортного средства необходимо пройти регистрацию в системе «Платон» и иметь специальный электронный код, который считывают рамки.

Процедура регистрации в системе предусматривает внесение в базу данных информации о клиенте и его транспорте. Выполнение этой процедуры возможно на сайте Платон.ру. После того как авторизация будет пройдена, пользователю предоставляется автоматически сгенерированный логин и пароль. Денежные средства вносятся на лицевой счет, который указывается в личном кабинете. Как только на нем окажутся деньги, водитель имеет возможность сразу оформить маршрутную карту.

Сколько необходимо платить за многотоннажный автомобиль?

За один километр пути по федеральной трассе собственнику автомобиля, вес которого превышает 12 тонн, необходимо заплатить 3,06 рубля. До этого уровня отчисления удалось снизить после многочисленных недовольных высказываний против работы системы «Платон». Изначально тариф был равен 3,73 рубля за километр дороги. Подобный взнос имеет минимальный размер, если сравнивать его с аналогичными тарифными ставками, действующими во многих европейских странах. Например, в Австрии размер отчислений выше в 20 раз, чем в России.

Система штрафов за уклонение от взносов в систему «Платон»

Параллельно с внедрением системы «Платон», на законодательном уровне были согласованы штрафы, предусматриваемые за уклонение от необходимых взносов.

Если водитель транспортного средства весом более 12 тонн не оплатит требуемую сумму согласно действующей системе, на него будет наложен штраф – 5 тыс. рублей. Индивидуальным предпринимателям или должностным лицам, несущим ответственность за передвижение машины, в случае уклонения от взносов, предстоит внести сумму штрафа, равную 40 тыс. рублей. Юридическим лицам придется уплатить 450 тыс. рублей. Юридические и должностные лица, повторно совершающие административное правонарушение, будут вынуждены оплатить штраф в сумме от 50 тыс. до 1 млн. рублей.

Наложение штрафных санкций, согласно правительственному постановлению, возможно в следующих случаях:

  • если тяжеловесный автомобиль перемещается по трасе без бортового прибора или на личном расчетном счете водителя отсутствуют средства, необходимые для оплаты взноса;
  • когда транспортное средство следует по федеральной трассе с бортовым прибором, который неисправен или отключен;
  • если машина не имеет бортового устройства и отклоняется от маршрута, не информируя о данном факте оператора;
  • автомобиль продолжает движение после того, как на личном счету оказались полностью израсходованы средства.

Особенности эксплуатации системы и расход полученных средств

Для начала использования системы «Платон» водителю тяжелого грузового транспорта необходимо оформить маршрутную карту или разместить на борту автомобиля специальный прибор.

Водитель должен иметь собственный лицевой счет, пополнение которого осуществляется с помощью банковской карты, терминалов системы или в ее офисах, а также с использованием услуг партнеров.

Отчисления, которые поступают от водителей тяжеловесных автомобилей в систему «Платон», распределяются Дорожным агентством. Оно формирует бюджет, позволяющий развивать трассы в регионах страны. Часть собранных средств поступает государственно-частным партнерам. Ожидаемая сумма поступлений в результате действия системы «Платон» – около 40 млрд. рублей в год. Используя эти средства, к 2019 году можно отреставрировать приблизительно 90% федеральных трасс от их общего количества.

Внедрение системы «Платон» вызвало массовые протесты среди дальнобойщиков

Первая волна недовольства прокатилась еще до официального запуска системы. Дальнобойщики протестовали против высоких сумм отчислений и штрафов, а также были возмущены, что перечисляемые средства пойдут не в государственную казну, а станут достоянием частной компании.

Протест выражался в виде блокировки дорог и федеральных трасс, намеренной остановкой потока автомобилей. Наиболее значимая акция протеста была организована в Дагестане, когда на дорогу вышло более 17 тыс. человек, а грузовые фуры заняли более 57 км трассы.

В результате многочисленных протестов дальнобойщики добились снижения тарифов.

Как обстоят дела в других странах?

Программы, являющиеся аналогами российского «Платона», действуют и в других странах. В Германии подобные отчисления так же осуществляются в условиях контроля при помощи бортовых приборов или на этапе выбора определенного маршрута. Но при этом плательщиками являются собственники транспортных средств, вес которых превышает 7,5 тонн. Водитель в этом случае обязуется отдавать от 8 до 22 евроцентов за каждый километр дороги, по которому проехала машина.

В Австрии эти суммы колеблются в пределах 15–44 евроцентов. Все инвестиции идут на постройку новых и реставрацию старых дорог.

В Словакии система, действующая по аналогии с российским «Платоном», рассчитана на автомобили, вес которых превышает 3,5 тонн. Ее действие распространяется на определенные виды дорожных полотен в стране. Плата составляет от 9 до 24 евроцентов. Существенное влияние на нее оказывает масса авто и его соответствие экологическим стандартам.

Концессионер программы: насколько законным был его выбор?

Протест дальнобойщиков вызвали не только высокие тарифы системы «Платон», но и выбранная без конкурса компания-концессионер. Изначально государство планировало проводить назначение на конкурсной основе. Предварительный этап удалось пройти только трем компаниям, в каждой из которых работали иностранцы, имеющие необходимый опыт, соответствующий выдвигаемым требованиям.

После того как были введены санкции в 2014 году, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов предложил отказаться от опыта иностранцев в процессе формирования системы. Было решено использовать только российское программное обеспечение. В итоге проведение конкурса отказалось нецелесообразной затеей. По мнению многих юристов подобное решение является некорректным. Также они отметили существование еще одной проблемы, касающейся выплат компанией государству определенной суммы за возможность взимать средства с водителей крупногабаритных автомобилей. В действительности все происходит наоборот – государство само выплачивает компании деньги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>