Анализ страхования ответственности экспедитора

Экспедитор – это человек, который организует процесс перевозки груза. В этом случае он не несет ответственность за сохранность груза, а занимается только документами. Если же заключается договор, и клиент на руки получает его, то экспедитор отвечает за целостность груза, который он перевозит.

Клиент редко понимает, что входит в обязанности экспедитора. Но он точно знает, что если груз будет испорчен или утерян договорной перевозчик может возместить потери благодаря страховой компании. Это наводит на мысль, что сотрудничать с компанией, которая занимается перевозками, выгодно. Следует отметить, что никакие нормативные документы не обязывают экспедиторов делать страховку своей ответственности за груз, который транспортируется.

Однако, при транспортировке по воздуху или воде, очень давно появился обычай страховать свою ответственность сохранности груза. В больших портах, в том числе и в Европе, очень часто имеется внутренний порядок, согласно которому, на погрузку могут пройти суда, которые имеют страховой полис, защищающий груз от порчи или потери.

Рассмотрим страхование экспедиционной деятельности в целом. Здесь все непросто. С одной стороны, в соответствии с ФЗ, перевозчик, в случае утери груза или его порчи, должен возместить не только стоимость груза, но и прибыль, которую бы он принес. С другой стороны, закон ограничивает ответственность, которую несет экспедитор.

Чтобы снизить свою ответственность перед заказчиком, экспедитор должен представить доказательства того, что был нарушен договор транспортировки груза. Тогда он будет отвечать перед заказчиком так же, как перевозчик перед ним. Но перевозчик не включен в договор экспедиционной компании, и при нарушении договора перевозки, он отвечает перед отправителем или получателем. Следовательно, перед экспедитором он ответственности не несет. А значит, по факту у экспедитора нет никаких ограничений в несении материальной ответственности.

В последнее время участились случаи хищения перевозимого груза. Перевозчик дать никаких гарантий о сохранности не может. Вследствие этого, экспедитор ищет защиту у надежных страховых компаний, так как перевозимый груз по стоимости, чаще всего, превосходит его финансовые возможности.

Но страхование ответственности, которую несет экспедитор – это молодой вид страхования, и некоторые компании неправильно трактуют его, предлагая страхование перевозки или страхование груза, который перевозится. А это разные вещи.

При страховании груза, страховая компания выплатит в том случае, если есть доказательство того, что с ним что-то случилось. А кто это должен фиксировать, вот вопрос. Ведь происшествия с грузом на воздушном, автомобильном или морском транспорте фиксируется с помощью коммерческого акта, который имеет установленную форму. Экспедитор не имеет права его требовать, так как не внесен в договор перевозки. Он может получить акт только в том случае, если на руках у него будет доверенность от заказчика, а это становится более проблематично.

Нередко в правилах о страховании, которые получают с полюсом, говорится о том, что выплата произойдет только тогда, когда будет возбуждено уголовное дело. А это не всегда происходит, так как такие дела плохо раскрываемы. Так что следует учитывать, что ни одна страховая компания не готова нести убытки из-за страховых выплат. Следует очень внимательно отнестись к составлению страхового договора.

Страховые компании предлагают страхование от следующих случаев:

  • Повреждение или разрушение груза.
  • Потеря груза.
  • Грабеж, хищение.
  • Потеря перевозимого контейнера.
  • Отправка в направление, которое неизвестно и т. д.

При этом случай не является страховым, если это:

  • Претензии владельца по недостаче, если груз по прибытии опломбирован.
  • Экспедитор нарушил приемку – сдачу.
  • Экспедитор умышленно причинил грузу вред.

Также в большом количестве договоров есть пункт, по которому экспедитор не может принять претензию от клиента, пока страховщик не выдаст письменного заключения, при этом срок не оговаривается. Хотя по ФЗ – клиент обязан подать претензию.

Известны случаи, когда пломбы остаются на месте, а груз похищен, ведь, к сожалению, криминальный мир не стоит на месте.

Так работают не только российские страховые компании, но и иностранные. Примером из жизни может послужить случай, когда российская компания приобрела за границей дорогостоящее оборудование. Его при перевозке застраховали, а полис передали в Россию. В нем было указано, что страховая выплата произойдет только в том случае, если при вскрытии пломбы будут представители обеих компаний. Но это очень дорого, и вскрывали без второго представителя. Оборудование было испорчено, а выплаты не произвели, так как договор был нарушен. Такой полис называется «мертвым». Все застраховано, но условия трудны для выполнения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при подписании договора со страховой компанией нужно тщательно изучить сам договор, правила страхования и ознакомиться с лицензией компании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>