Внутритарная недостача: кто виноват и что делать?

Статистика случаев обнаружения при приемке груза внутритарной недостачи совсем не радужна, что обуславливает актуальность следующих вопросов:

  • причины возникновения внутритарной недостачи;
  • кто несет ответственность;
  • как свести к минимуму риски возникновения этой недостачи;
  • как получить возможность подачи правомерной претензии (и к кому) с расчетом на реальное возмещение.

Причины и зона ответственности

К внутритарной недостаче относятся два факта несоответствия груза накладным и другой сопроводительной документации. Первый – ненадлежащая комплектность или меньшее количество единиц (веса) товара в коробке (другой транспортной таре). Второй – утрата грузом своих потребительских характеристик в результате перевозки. Причинами этого могут быть:

  • ошибки в комплектации на этапе формирования заказа покупателя, подготовки и упаковки груза. Вина в этом случае — на отправителе (продавце), к нему и должны предъявляться претензии по неверной или недостаточной комплектации;
  • изначально неправильная упаковка: некачественная тара, отсутствие или низкое качество крепежа, использование упаковочных материалов, которые не могут применяться при транспортировке конкретного груза и т.д. Зона ответственности опять же за отправителем;
  • нарушение целостности качественной тары в процессе транспортировки. Ответственность на перевозчике;
  • внутритарная недостача при ненарушенной целостности упаковки и правильной начальной комплектации. Здесь виноватым может быть как отправитель, так и транспортировщик. Если последний не был проинформирован про особенности перевозки груза (что должно быть подтверждено документально) – вина на отправителе. В прочих случаях, включая вероятность хищения, виноват перевозчик.

Когда виновата принимающая сторона

Если же покупателем не была осуществлена должная приемка груза в сроки, по схеме и с документальным подтверждением согласно договорам купли, поставки, транспортировки и пр. или процедуре, предусмотренной Инструкциями П-6 (7), ст. 469, 513, 474 ГК РФ, виноватым окажется именно приемщик.

Что делать?

Во-первых, четко следовать «букве договоров и закона». Это заключение (и изучение) прозрачных, четких и детальных договоров поставки и транспортировки, особенно в пунктах, касающихся упаковки и используемой тары. Плюс грамотная (согласно договорам и ГК РФ) приемка груза с проверкой на предмет соответствия внутритарного количества (возможно привлечение независимых специалистов).

Во-вторых, использовать дополнительные меры защиты. Например, изучать репутацию поставщиков и перевозчиков, сотрудничать с продавцами, использующими для упаковки фирменные материалы, герметичную тару и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>