Страховой случай при перевозке груза, что делать?

Грузоперевозки стали неотъемлемой частью не только бизнеса, но и частной жизни многих людей. При этом очень большое значение имеет безопасность транспортировки и сохранность предмета доставки. Для их обеспечения принято страховать груз. Это распространенная практика. Обычно страховку предоставляет непосредственно компания-перевозчик. Это выступает гарантией, что груз будет доставлен невредимым. Но иногда происходят страховые случаи: утрата, повреждение или другая порча товара. Тогда нужно действовать, чтобы возместить ущерб.

В таких ситуациях не стоит паниковать. Раз товар застрахован, все необходимые меры вы приняли. При возникновении страхового случая требуется лишь правильно оформить возмещение.

Действия при ситуации, когда наступил страховой случай

Чтобы получить возмещение суммы убытков от повреждения или полной утраты товара, который был застрахован, нужно будет собрать документы, сообщить о таком факте в страховую компанию. Для этого следует придерживаться четкого плана действий:

  • Осуществить предварительное извещение страховщика о сложившейся ситуации. Причем важно сделать это таким образом, чтобы ваше извещение было зафиксировано, и данный факт можно было доказать. Можно сделать это, позвонив на рабочий городской номер или отправив электронное письмо и получив отчет о его доставке. Приемлемо также письменное извещение, но обычно это занимает много времени, поэтому почта является плохим вариантом, а факс может затеряться.
  • В извещении следует указать основные данные: факт порчи или утраты, их причина, характер повреждений, если они есть, время, когда наступил и где именно произошел страховой случай, сумма предполагаемого размера потерь и убытков в денежном эквиваленте.
  • Оформить письменное официальное извещение, отправить его страховой компании. Можно использовать почту (только заказное письмо с описью) или воспользоваться услугами курьера, с условием обязательного подтверждения получения письма со всеми приложенными документами. Существуют определенные сроки, в течение которых можно предъявлять претензии. В зависимости от условий страховки они составляют от одного до пяти дней.

Действия страхователя и его обязанности

Страхователь должен принять соответствующие меры, учитывая указания страховщика, действуя исключительно с его согласия, иначе с выплатами могут возникнуть некоторые проблемы.

Также страхователь может перемещать свой груз или выполнять ряд других действий, которые направлены на предотвращение дальнейшей порчи товара или из соображений безопасности. Владелец поврежденного груза не может препятствовать осмотру предмета спора представителями страховой компании. Они должны оценить ущерб, иначе выплаты могут не осуществляться.

Также необходимо будет предоставить документы, которые подтвердят обоснованность требуемой суммы. Например, понадобятся накладные с указанием стоимости товара, а также договора, указывающие на возможную сумму прибыли, которая могла бы быть получена страхователем в результате своевременной и качественной доставки груза.

Документы для оформления выплат

При наступлении страхового случая фирма-страховщик потребует предъявить пакет документов, которые обеспечат ее клиенту выплату компенсации. Необходимо собрать их как можно быстрее, желательно в полном комплекте. Это обеспечит наиболее полное удовлетворение претензии. В зависимости от ситуации могут быть различные нюансы, но к основным бумагам относят такие:

  • документы, которые подтверждают наличие страховки: договор страхования (оригинал), извещение и полис на грузоперевозку, копия квитанции, платежного поручения, чека об уплате в полном объеме страховой премии на доставку;
  • заявление на причитающуюся выплату;
  • правоустанавливающие документы (оригиналы или заверенные у нотариуса их копии): паспорт для физического лица, юридическим лицам и предпринимателям нужно предоставить свидетельство об их регистрации;
  • документы, которые доказывают материальную ценность утерянного или поврежденного груза: счета, накладные, упаковочные листы, контракты;
  • подтверждение факта перевозки данного товара транспортной компанией: заявка на доставку, договор на транспортно-экспедиторские услуги или осуществление транспортировки, коносаменты, другие бумаги.

Также будут обязательными документы, свидетельствующие о наличии страхового случая. Они существенно отличаются при перевозках разными видами транспорта.

Морские перевозки

При повреждении или потере груза во время транспортировки морскими видами транспорта в страховую компанию потребуется предъявить морской протест, аварийный сертификат, выписку из судового журнала, официальный акт о произошедшем факте и о причинах наступившего страхового случая, судовой акт.

Кроме того, существует вероятность исчезновения судна, что также является страховым случаем. При этом необходимо предоставить достоверные данные о выходе судна из порта и о планируемой дате его прибытия в конечный пункт назначения.

Железнодорожные перевозки

При перевозках грузов железнодорожным транспортом чтобы получить компенсацию, следует подавать другие документы:

  • квитанцию о факте приема груза;
  • письмо-претензию виновному лицу в наступлении страхового случая;
  • коммерческий акт, подтверждающий недостачу или порчу груза (его составляют при участии работников охраны, железной дороги и грузополучателя. Такую бумагу оформляют в случае нарушения целостности пломб, при утере или хищении товара или при обнаружении повреждений любого характера. В акте указывают конкретные суммы понесенных убытков. Его необходимо заверить у грузополучателя и у грузоперевозчика);
  • при наличии аварии, которая привела к страховому случаю, в страховую организацию нужно предъявить свидетельство о данном событии, составленное руководством железной дороги на участке аварии.

Автотранспортные грузоперевозки

При перевозках автотранспортом, кроме основных, необходимыми дополнительными документами будут:

  • если к страховому случаю привело ДТП, то нужен протокол ГИБДД с места события;
  • акт о факте установленной недостачи или о порче составляет получатель в момент прибытия в место назначения груза в присутствии представителей перевозчика и охраны;
  • уведомление о том, было ли возбуждено уголовное дело, или при обращении по факту произошедшего уничтожения или хищения собственности (товаров, изделий) по каким-либо причинам в этом было отказано;
  • в том случае, когда было возбуждено уголовное дело, предъявляют постановление о том, что грузополучатель был признан потерпевшим лицом;
  • копия путевого листа, где будут указаны время получения, состояние груза;
  • сведения о водителе, который осуществлял перевозку (если это сотрудник страхователя), а также копии его водительского удостоверения, гражданского паспорта и паспорта автомобиля, трудового договора, объяснительная записка водителя;
  • договор на обслуживание фирмой-перевозчиком;
  • при наличии сопровождения груза – свидетельства и объяснительные записки сотрудников частного охранного предприятия, оказывающего услуги.

Решение вопросов автотранспортной логистики. Мультирежимные рефрижераторные перевозки. Звоните или пишите. Консультации, оценка, доставка. Ждем Вашего звонка по телефону

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>